Труд "Церковь Богочеловека" Выборочно стр.15-18
По убеждению отцов Церкви. Предание не только пригодно для пояснения истин заключающихся в Св. Писании, но и само, наравне с Библией, заключает истины Откровения.
Откровения данные Богом христианам не могут быть почерпнуты Вне Библии и Предания: на них зиждиться всё христианское веро и нравоучение; всякие другие, частные, откровения могут помогать при оценке данных Откровения, имеющихся в Св. Писании и Предании, но ни в коем случае не могут определять вероучения. В этом смысле следует сказать, что оба указанные источника Откровения безусловно достаточны для установления христианского религиозного учения.
Для установления, какие именно истины заключаются в источниках Откровения, необходимо соответствующее учительство, с одной стороны, уполномоченное от Бога для этой цели, осеняемое благодатною помощью для безошибочного толкования данных Св. Писания и Предания, являющееся выражением подлинного Христова учительства, а с другой стороны, общедоступное, способное но всякое время разрешать назревшие сомнения относительно того или иного применения Христовых истин в повседневной жизни; ибо ИСТИНЫ евангельские — не мёртвые, застывшие, отвлечённые изречения, а вечно живые двигатели христианской жизни, закваска мира, Церковь обладает таким безошибочным учительством. Она по существу своему имеет своим назначением делать Откровение Христово фактическим живым достоянием людей. Точно определив пределы Св. Писания, выделив канонические, боговдохновенные книги из множества других благочестивых, но не вдохновенных писании, она постоянно защищает содержа те святых книг Библии от никогда не умолкающих лжетолкований, указывает на подлинный смысл библейских изречений, согласный с совокупностью богооткровенных истин, имеющихся как во всей Библии, так и в Предании, питает людей боговдохновенным словом согласно нуждам времени и среды. Она же является выразительницей подлинного Предания, как до наших дней словесно хранимого, так и записанного в прошлые века святым» и учёными мужами, и большинстве своём опытными пастырями и учителями. Она подводит итог их учению, различает в их творениях то, что они записали как свидетели Откровения, от того, что они учили, как общепринятое убеждение богословов или как частное мнение. Без богоданного авторитетного церковного учительства толкование Предания породило бы хаотическое нагромождение противоречивых мнений и послужило бы только духовному разброду.
Итак, церковная учительская власть есть необходимый и главный критерий источников Откровения. Есть и вспомогательные критерии. Таковы, главным образом: общепринятое мнение серьезных церковных богословов и убеждение верующих вселенской Церкви. На этот последний критерий указывал ещё Викентий Лиринский: божественная истина то, во что все, повсюду и всегда верили. Само собою разумеется, что „все" в данном случае—не масса самочинных христиан, в которой единства быть не может и на самом деле никогда не было, не те верующие, которые хотят сами учить богоданную иерархию, а подлинно церковный народ, в духе Христова послушания с сыновнею любовью приемлющий учение законных пастырей, руководимых светом благодатной преемственности, восходящей до апостолов: в зарождающейся Церкви апостолы учили верующих, а не наоборот.
Связь Предания с Церковью становится особенно наглядной, если иметь в виду основное значение веры и деле спасения. Сущность веры состоит в подвиге подчинения горделивого человеческого ума истинам Откровения, подвиге совершаемом с помощью благодати. Истины эти — одни и те же для всех людей и всех времён. Раз они были даны в Откровении, все должны их придерживаться до скончания веков. Это постоянное хранение раз навсегда данного Откровения, это блюденне источных истин веры -и есть Предание. Для сектантской веры Предание излишне: для сектанта вера не есть подвиг самоотречения и послушания, а чувство, настроение, подчинение не собственной ограниченности Божьему разуму, а наоборот определение религии своими личными или коллективными переживаниями, субъективными мерилами, подчинение себе объективных истин и принятие их лишь поскольку они „подходят". Такое понимание веры не годится для подлинного христианства. Христианин знает, что он не властен создавать себе веру или хотя бы только подбирать в предлагаемой ему объективной вере то, что ему кажется лучшим, более соответствующим его „религиозному опыту": он не властен этого делать даже сообща с другими, будь это даже большинство христиан. Слова Христовы ясны: «идите, учите»; кто подчинится учащей Церкви, тот спасён будет; люди же, народы и целые поколения но своему налаживающие веру не удостоятся спасения Христова; они предупреждены об этом грозным „анафема", неизменно повторяемым вселенскими соборами по адресу тех, кто не подчиняется учащей Церкви в вопросах веры. Истинный последователь Христов так высоко ценит Предание именно потому, что от пего он имеет спасительную веру. Но, с другой стороны, вера предлагаемая Преданием не есть нечто целиком оторванное от жизни, математическая формула или известное число когда-то кристаллизовавшихся изречений.
Она вполне богочеловечна, как и главный её Предмет и Податель Христос. Она касается по существу своему не только Бога и вечности, но и всего того, что ведёт к Богу и жизни вечной, всего умозрения и поведения человека во всевозможных условиях времени и места. Она нужна не небожителям, обладающим уже лицезрением Бога, а людям странствующим ещё на земле. Она дана нам не как цель, а как светило, осмысляющее жизнь и освещающее путь к конечной цели существования. Оттого истины веры находятся в постоянном соприкосновении и во взаимодействии с истинами естественного порядка и с разными человеческими восприятиями отношений между верою и природою, наукой, ходом истории. Люди предоставленные самим себе тут легко запутываются, перемешивают правду с ложью и легко поддаются соблазнительным увлечениям к сторону искажения веры и данных Св. Писания или Предания под давлением страстей или массовых эгоизмов.
Итак, для сохранения веры Предание и необходимо и не достаточно: нужно богоданное, Божьим авторитетом облечённое постоянное богочеловеческое установление, которое рассеивает недоумения по мере того, как они вырастают на почве соприкосновения веры с жизнью, и точно разграничивает ложные и правильные выводы при применении истин веры к жизни. Таким установлением и является учащая Церковь Христова. Под сенью её развивается догматическое учение, обеспечивающее незыблемость источных догматов веры: где Церкви нет, там неизбежно эти догматы или остаются отвлечённостью без большого влияния на жизнь или искажаются, жизнью.
Для лучшего осознания христианского вероучения, для созидательной богословской работы и для борьбы с лжеучениями нужно справляться с данными Предания, как они были выражены и записаны достойными доверия и Церковью признанными свидетелями и богословами прежних, в особенности первых, веков христианской истории. Чтобы обосновать какое-либо богословское положение, надо показать, что оно не только не противоречит общему развитию богословской мысли, постоянно назревающей на вековом дереве Предания, но и положительно обосновывается на Предании, вытекает из него в силу логической необходимости и благодатно-исторического провиденциального раскрытия неисчерпаемых по своему содержанию истин Предания. Из этого уже видно, почему Церковь с таким уважением относится к „отцам Церкви" и древним церковным писателям. В их единогласном учении, в особенности в принятых ими богословских принципах или началах, церковное богословие имеет верную точку опоры, чтобы ответить на вопросы: Раскрывается ли то или иное современное богословское учение „по линии" Предания или нет? Является ли оно органическим плодом из цветка святоотеческого учения? Вытекает ли оно из учения отцов так, как само это учение вытекало из наставлений апостолов?
Ответ на комментарий alexlotov
Date: 2007-02-10 09:27 am (UTC)Каждый мнит себя правым, но прав лишь Единственный Бог.
Сейчас мы переживаем середину фазового перехода цивилизации, который открыл С.П. Капица.
История библии подошла к своему логическому завершению.
Реальный Бог не верит ни в какую систему догм о себе самом ни на одной планете ни в одной из вселенных.
Необходимо начинать работать над Новой парадигмой Нового мировоззрения Нового тысячелетия.
Иоан.3:7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.
Матф.5:48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
Ответ на комментарий.
Все Ваши ссылки выявляют Ваше глубокое заблуждение. Вследствие этого я удаляю их из этого журнала. Так как считаю, что высшим злом для души является свобода распространения заблуждений. И Ваш комментарий, скорее является рекламой этих заблуждения.
"Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их." Лука (21.8)
То, о чем Вы пишите относиться именно к этим словам.
Священная история заканчивается, после второго пришествия Христа и страшного суда.
С сотворением нового неба и земли.
"И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет."
Откровение Ин.19.1
"Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все." Мф.5.18
Не обольщайтесь «для кого Церковь не мать, для того Бог не Отец» Св.Киприан Карфагенский