О Каине, Авеле, Ное и нас.
Sep. 5th, 2008 11:54 amСвященное Писание это удивительный дар Божий человекам. Священное Писание обымает всю историю человечества от начала создания: вселенной, времени и пространства, жизни, человека, до конца земной истории переходящей в бесконечное бытие Царства Небесного, Царства Божия. Но, есть книга в Священном Писании, в которой все это имеется в глубинной и пророческой форме, как в семени есть вся сила дерева, как в зарождающейся жизни есть весь человек. Это книга Бытия. Это книга начала, в ней даны векторы истории человечества, в ней открывается сущность человека, его назначение в мире. Здесь начало встречи человека и Бога и здесь же и начало страшной человеческой трагедии, утраты богообщения, предательства и смерти. В этой книге больше ответов, чем вопросов. И вот один из ответов, на один из вопросов.
В статье использованы материалы - http://shchedrovitskiy.ru/books.php?id=1&cid=5600
Мы помним, что первым человеком, зачатым и рожденным вне пределов Едемского сада, был Каин — будущий братоубийца. Грех, совершенный Адамом, отразился на его детях.
Имена «Каин» и «Авель» имеют глубокий смысл. Библейское имя вообще часто указывает на будущую судьбу ребенка, а также содержит в себе его психологическую характеристику.
Имя קין ‹Ка́йин›, «Каин», происходит от древнееврейского глагола קנה ‹кана́›, означающего «приобретать собственность»; имя הבל ‹Γ̃е́вель›, «Авель»,— от глагола הבל ‹г̃ава́ль›, означающего «дуть», «дышать». В этих именах — вся сущность обоих братьев.
Каин — человек, накрепко связанный с землей, воздающий благодарность не столько Богу, сколько земле, убежденный, что законы природы, природные явления — это основа его благополучия. Авель же — человек духа, «воздушной легкости», не привязанный к земле.
Первый брат стремится к приобретению, живет материальными заботами. Кроме того, слово «кайин» означает медное или железное копье: это человек, как бы с оружием в руках охраняющий свою собственность и стремящийся к ее приумножению. Конечно, Каина должен был с самого начала раздражать его брат, живущий духовными стремлениями. Поэтому конфликт между ними и первое братоубийство коренятся уже в самой их природе: человек плотский ненавидит человека духовного, завидует ему и стремится его устранить. Что и произошло в убийстве Авеля Каином.
И я видел духов сынов человеческих, которые умерли, и их голос про- никал до неба и сетовал.
На этот раз я спросил ангела Рафаила, который был со мною, и сказал ему: чей это там дух, голос которого так проникает вверх и сетует?
И он отвечал мне, и сказал мне так: это дух, который вышел из Авеля, убитого своим братом Каином; и он жалуется на него, пока семя его [Каина] не будет изглажено с лица земли, и из семени людей не будет уничтожено его семя. (Енох. 22, 5–7)
Эти слова о «семени Авеля» и «семени Каина», конечно, не следует понимать буквально; речь идет не о кровном потомстве Каина или Авеля, а о тех людях, которые следуют духовному пути того или другого. В конечном итоге все человечество, независимо от его социального, расового, национального, религиозного или какого-либо другого состава, делится на две большие части: на «семя Авеля» и «семя Каина». Оно делится на людей, любящих Бога и ближнего, приношение которых с благосклонностью принимает Господь, с одной стороны, и на ненавистников, гонителей, убийц духовных и физических — с другой. Авель, таким образом, является первым мучеником на земле, первым, кто был убит по «идеологическим», «религиозным» соображениям.
И пошел Каин от лица Господня, и поселился в земле Нод, на восток от Едема. (Быт. 4, 16)
Из рек, упомянутых при описании райского сада (Быт. 2, 10–14), с достоверностью идентифицируются Тигр и Евфрат. И вот Каин идет «на восток» от них, и начинается развитие древнейшей человеческой цивилизации, возникшей восточнее Месопотамии — «на восток от Едема». Название древнейшего города, отнесенного в клинописных документах Шумера к допотопным временам, города Ириду, буквально соответствует имени внука Каина — Ирада. Самая ранняя из известных археологам развитая цивилизация сложилась именно в Шумере, а по преданиям самих шумеров, их предки явились «с востока»…
И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха… (Быт. 4, 17)
Имя сына Каина חנוך ‹Хано́х› означает «воспитанник». Очевидно, что воспитан он был в духе Каина, ведь каждый старается воспитать сына по своему образу.
У Еноха родился Ирад; Ирад родил Мехиаеля; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха. (Быт. 4, 18)
Ирад (עירד) — «бодрствующий в нисхождении», от глаголов עור ‹ур› — «бодрствовать» и ירד ‹йара́д› — «нисходить», т. е. тот, кто не перестает опускаться, в духовном смысле, все ниже, принося все больше зла.
Мехиаель — от слов מחה ‹маха́› — «изглаживать», «истреблять» и אל ‹Эль› — «Бог»: это можно понять и как «забывший Бога», и как «тот, кого Бог вычеркнул, истребил», т. е. «забытый Богом».
Мафусал (מתושאל ‹Метушаэ́ль› — от מות ‹мот›, «смерть», и שאל ‹шаа́ль›, «просить», т. е. «просящий смерти». Такова «духовная биография» потомков Каина, запечатленная в их именах.
Воспитанник Каина Енох — духовно падший Ирад — забывший Бога Мехиаель… Наконец появляется и желающий смерти (себе и другим?)
Мафусал — человек, совершенно оставивший Бога и потому Богом оставленный. Все это символически относится и к внутреннему развитию плотского человека, идущего по стопам Каина: все более опускаясь нравственно, он наконец уже не хочет жить, он просит себе смерти.
«…Мафусал родил Ламеха».
Имя למך ‹Ламе́х› можно приблизительно перевести как «к слабости», т. е. «предназначенный для слабой, неутвержденной жизни» — от глагола מוך ‹мух›,
означающего «приходить в упадок», «слабеть». Таковы имена тех потомков Каина, которые стали основателями какого-то особого направления человеческой цивилизации. Какого же именно?
Иавал назван «отцом живущих в шатрах со стадами». Однако скотоводом был еще Авель — значит, появилась какая-то новая форма хозяйства, исходящая от потомков Каина. Словом «стада» переведено здесь древнееврейское מקנה ‹микнэ́› — «скот», но также «имение», «купленное», «приобретение» — от того же глагола קנה ‹кана́›, от которого про- исходит и имя «Каин». Здесь мы видим указание на то, что в основу жизни потомков Каина был положен принцип обогащения, приобретение стало самоцелью.
«Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели». Гусли и свирель — древнейшие виды струнных и духовых инструментов. Однако музыка, по преданию, использовалась в потомстве Каина для разжигания низших страстей во время идолопоклоннических празднеств, коллективных ритуальных оргий, в установлении которых главную роль играл Иувал.
Тувалкаин же был «ковачем всех орудий из меди и железа».
Этот первый кузнец — провозвестник «медного» и «железного» веков: потомки Каина начинают вооружаться, первое братоубийство перерастает в постоянные войны.
«…Сестра… — Ноема». Ее имя значит «прекрасная». Имеется в виду, возможно, связь насилия, убийств, войн с погоней за наслаждениями, с обольщением женской красотой. Все три имени — Иавал, Иувал и Тувалкаин — этимологически связаны с корнем בול ‹буль› — «стремиться вперед», «производить», «разрастаться», что указывает на разрастание, расширение впервые созданного ими типа бездуховной технократической цивилизации.
Имя «Тувалкаин» слышится в имени Вулкана — римского бога-кузнеца, ковача орудий. Были впоследствии обожествлены, по-видимому, и Иавал, отец пастухов, и музыкант Иувал (у греков это боги Пан и Аполлон), и Ноема (Афродита–Венера — сестра Гефеста–Вулкана, почитавшаяся у финикийцев под именем «Наама»).
Эти три главных сына являются прообразами трех типов людей: Каин — плотских, Авель — духовных, наконец, Сиф — душевных, т. е. находящихся между духовными и плотскими, в состоянии выбора и борьбы; не достигших жизни чистого духа, но и удалившихся от жизни чисто животной. Интересно, что душевному человеку, Сифу, предание приписывает изобретение письменности, математики, астрологии…
Из трех сынов Адама именно Авель является прообразом Мессии. В Авеле, который принес угодную Богу жертву, был пастырем и стал первым мучеником, который пролил кровь свою, как бы жертвенную, мы узнаëм будущие черты Иисуса Христа. Авель в нескольких источниках, особенно в ветхозаветных апокрифах, представлен как первый в ряду святых.
Что же касается Сифа, то о нем сказано: «Адам… родил сына по подобию своему, по образу своему…» (Быт. 5, 3): ни свет, ни тьма не получили окончательного перевеса в жизни Сифа, и он, подобно отцу, был человеком душевным.
В Первом послании к Коринфянам мы находим упоминание всех трех типов людей:
Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. (I Кор. 2, 14–15)
Из этих слов видно, что апостол именует «душевными» людей, живущих мирскими, земными интересами, но не подпавших полностью под власть злого начала; а «духовными» — имеющих общение с Духом Господним, тех, для которых открыт высший духовный мир.
В том же Первом послании к Коринфянам о плотских людях сказано так:
…Потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы?.. (I Кор. 3, 3)
Именно к такой категории людей относился Каин с его завистью к брату, дошедшей до убийства.
Далее в Книге Бытия говорится о потомках Сифа. Перечислим их имена и скажем, что они значат.
Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его,
Мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их.
Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему, по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. (Быт. 5, 1–3)
«Сиф», как мы уже говорили, означает «положенный» — тот, кто образован в утробе Евы вместо убитого Авеля и как бы «положен» вместо него в основание будущего человечества.
Сиф призван занять место Авеля и продолжить «линию Авеля», праведный род, чтобы вся земля не заселилась потомством Каина. Но, как мы увидим, потомки Сифа в большинстве своем не справились с этой задачей и не были верны Духу Святому; они, как и сам Сиф, стали людьми душевными.
Всемирному потопу предшествовало крайнее развращение и падение первоначального человечества, описанное здесь и явившееся следствием создания технократической цивилизации и развития умений, основанных на черной магии. Очевидно, что и толкование словосочетания «сыны Божии» в смысле «праведные потомки Сифа» не противоречит сказанному выше. Окончательное смешение потомства Сифа с родом Каина сделало развращение человечества всеобщим и необратимым; наконец из праведников остались только Ной и Мафусал, причем последний, как мы увидим, умер перед самым потопом.
Слово צדיק ‹цади́к›, «праведный», происходит от глагола צדק ‹цада́к›, означающего «быть справедливым», «оправдывать». «Цадик» означает не только «праведный», но и «оправдывающий», «способствующий оправданию» других, ибо следование воле Создателя делает праведника близким к Нему, как бы «приближëнным Царя», и дает ему возможность ходатайствовать в молитве за согрешивших. Это человек, сверяющийся во всех своих мыслях, словах и делах с праведностью Божьей, не отступающий от правды ни на шаг. Единственный из людей, оставшийся перед наступлением великого бедствия праведным,— это Ной.
Имя «Ной», נח ‹Но́ах›, происходит от глагола נוח ‹ну́ах› — «покоиться», «успокаивать». Поэтому, нарекая этим именем сына, Ламех говорит: «…он утешит нас…» Вообще, из имен допотопных патриархов следует, что первоначально человечество говорило на древнееврейском языке. Когда исследователями были обнаружены древнейшие тексты Междуречья, то оказалось, что аккадцы, носители восточносемитского языка, жили в соседстве с шумерами в Междуречье уже на рубеже IV/III тысячелетий до н. э. — на заре возникновения первых городских цивилизаций. Корни аккадского языка совпадают с корнями древнееврейского. А ведь, согласно Библии, после всемирного потопа именно в Междуречье поселились вновь размножившиеся люди…
Ною было пятьсот лет, и родил Ной Сима, Хама и Иафета. (Быт. 5, 32)
Исходя из сроков, относящихся к библейским патриархам до Ноя, можно рассчитать, что Мафусал (в просторечии Мафусаил), по- древнееврейски מתושלח ‹Метуше́лах›, умер как раз в год потопа. Его имя происходит от слов מות ‹мот› — «смерть» и שלח ‹ше́лах› — «меч» или שלח ‹шала́х› — «отсылать». По преданию, его молитва имела силу отгонять, «отсылать» смерть, с которой он, спасая людей, сражался как бы духовным мечом. Этот великий праведник прожил дольше всех смертных — отсюда и выражение «мафусаилов век». Его молитва за погибающее человечество, соединяясь с молитвой Ноя, отдаляла потоп, который поэтому начался лишь после смерти Мафусала.
Итак, в развращенном, утратившем всякое Богообщение и духовное единство людей, поколении было два праведника — Ной и Мафусал. Мафусал умер в 600-й год жизни Ноя, когда начался потоп; и мы читаем, что, повелевая Ною войти в ковчег, Бог говорит:
«…чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю…» (Быт. 7, 4). Семь дней обычно длится, по Библии, траур по умершим (Иов. 2, 13; I Цар. 31, 13; Сир. 22, 11). По преданию, когда умер Мафусал и остался на земле только один праведник — Ной, последний уже не мог заступаться пред Господом за человечество. Ной вошел в ковчег и провел в нем семь дней в трауре по Мафусалу, а на восьмой день на землю пришел потоп.
Но земля растлилась пред лицом Божиим, и наполнилась земля зло- деяниями.
И воззрел Бог на землю — и вот она растленна: ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. (Быт. 6, 10–12)
Надо сказать, что у каждой души есть на земле свое предназначение, своя миссия. И наш видимый, земной, мир существует только для того, чтобы души следовали, каждая своим духовным путем, к совершенству, осуществляя личное предназначение. Поэтому, когда «извратила путь свой всякая плоть», то обессмыслилось само существование земного мира и явилась необходимость в его полном обновлении. С точки зрения законов духовных, высших, всякий мир существует только как школа, предназначенная для вполне определенного обучения душ, в нем воплощающихся. Когда души сбиваются с пути, тогда и происходят катастрофы. Так осуществляется слово, сказанное Богом еще Адаму после его грехопадения:
…Проклята земля за тебя… (Быт. 3, 17)
Человек, таким образом, своими мыслями, словами и делами вносит в мир или проклятие, или благословение.
Итак, человечество того времени стало в полной мере пренебрегать Духом Божьим, т. е. осознанно и постоянно противиться Духу Святому. И Бог сказал: «…не вечно быть Духу Моему пренебрегаемым людьми, по-тому что они плоть»,— т. е. они совершенно плотские люди, не только не покоряющиеся Духу Божьему, но утратившие уже и образ душевного человека, переданный им Сифом от Адама. Все они уподобились Каину, в котором возобладало животное начало. «…Пусть будут дни их сто двадцать лет» — но, согласно Библии, и после потопа люди жили дольше 120 лет.
Итак, слова «будут дни их сто двадцать лет» не могут относиться к предельному сроку жизни допотопных людей. Эти 120 лет — время, определенное для построения Ноем ковчега и для покаяния человечества.
Ной был проповедником правды (II Петр. 2, 5): он призывал людей покаяться, и, по преданию, Бог обещал ему, что те, кто покаются, смогут войти в ковчег и спастись от потопа. Но никто не покаялся, кроме семьи самого Ноя.
И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лицо Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот Я истреблю их с земли. (Быт. 6, 13)
http://shchedrovitskiy.ru/books.php?id=1&cid=5600
И действительно все люди кроме Ноя и его семьи были истреблены.
Так вот ответ – одна семья и весь мир. Или еще Ной и все люди. Один и миллионы?
Цена праведника. В глазах Божьих один может быть ценнее всего мира. И это не значит, что Бог не любит других, кроме праведника, другие не слышат голоса праведника, не слышат голоса Божьего. Бог наш долготерпелив и многомилостив.
И когда я слышу упрек, кому вы нужны, вас мало, вас дюжина, я с надеждой смотрю на праведного Ноя. Я верю, что эта дюжина Богу нужна. Только бы эта дюжина возрастала в праведности и любви. Когда говорят, ваше дело не удалось, я верю, что Бог так не думает, потому, что дело наше не прекращается, пока есть верный Ему христианин.
Когда я слышу как молодой и «успешный» священник отвращает с гримасой лицо свое от старого иерея служащего в веси. Я понимаю, что он в дурмане Каина, он взвешивает брата весами мирского успеха и коммерческого быта, что ныне он потерял священное. Дай Бог ему проснуться.
И должно верить, что Богу нужны я. Потому что все, что Бог сделал для человека, он сделал для каждого. И не имеющая равной цены в этом мире жертва на Голгофе, принесена за души наши. Мы принесли смерть Ему, он нам вернул Жизнь. Вернул Себя.