ссылка на перевод святителя Феофана Затворника - ссылка работает только под катом
Французский текст главы - Chapitre 7 : L'HUMILITE
Французский текст главы - Chapitre 7 : L'HUMILITE
Глава 7: О Смирении. - это моя попытка перевода
1 Божественное Писание взывает к нам братья мои: «Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится»
2 говоря так, оно нам показывает, что всякое возвышение есть род гордости
3 Также и пророк провозглашает остерегаться, когда говорит: «Господи, не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое для меня и недосягаемое» (Пс. 130:1)
4 «Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти отнятого от груди матери? Так была душа моя» (Пс. 130:2).
5 Стало быть братья мои мы желаем достичь вершины совершенного смирения, и достичь скоро этой небесной высоты, на которую поднимаются через смирение в жизни этой,
6 мы должны подниматься и воздвигать через наши деяния эту лестницу, которая явилась во сне Якову. Видя сходящих и восходящих ангелов.
7 Это схождение и это восхождение, конечно, не значит ничего другого для нас как уничижение через возношение и возношение через смирение.
8 Что же это за лестница - это наша жизнь в этом мире, которую Господь управляет к Небу, если наши сердца смиренны.
9 Стороны этой лестницы изображаются нашим телом и нашей душой; под этими сторонами, божественный призыв располагает различные ступени смирения и степени восхождения.
10 Вот первая ступень смирения: всегда иметь перед глазами страх Божий, он состоит в бегстве от всякого упущения и исполнения без сомнения всех заповедей Божиих.
11 Постоянно обращаясь в духе своем, с одной стороны - к геенне огненной, ожидающих тех за грехи, кто призрел Бога, с другой стороны - к награде жизни вечной тем, кто Его боялся.
12 Остерегается во всякое время грехов и пороков в мыслях своих, в речах, в руках и желаниях своих, также и желаний плотских
13 человек, считающий, что Бог с высоты неба своим божественным взором видит его дела во всякий миг, во всяком месте, и что ангелы Его сообщают Ему об этом в любой момент.
14 Пророк нам это раскрывает, когда утверждает, что Бог всегда присутствует в наших мыслях. «Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже!» (Пс. 7:10);
15 и опять: «Господь знает мысли человеческие, что они суетны» (Пс. 93:11);
16 еще: «Ты разумеешь помышления мои издали» (Пс. 138:3)
18 Итак, чтобы быть бдительным от мыслей извращенных истинный монах всегда в сердце своем повторяет: «я был непорочен перед Ним и остерегался, чтобы не согрешить мне» (Пс. 17:24).
19 Всякий раз нашу волю возбраняет выполнять нам Писание, говоря: «воздерживайся от пожеланий твоих» (Сир. 18:30).
20 и более мы просим Бога в молитве Господней: «да будет воля Твоя» (Мф. 6:10), а не наша.
21 По этому основанию мы научаемся не творить нашей воли. Этим мы сохраняем себя, Писание говорит:
«есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их — путь смерти» (Прит. 16:25);
22 и еще предохранимся от того, что сказано о небрежных: «развратились они и совершили гнусные преступления» (Пс. 52:2).
23 Что касается желаний тела, полагаем также твердо, что Бог Вездесущ, следуя речи Пророка ко Господу: «пред Тобою все желания мои» (Пс. 37:10)
24 Надо, следовательно, остеречься желания злого, потому что смерть стоит у входа наслаждения.
25 Поэтому Писание заповедует нам: «не ходи вслед похотей твоих» (Сир. 18:30).
26 Или, так: «очи Господни видят добрых и злых,
27 Господь «с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога» (Пс. 13:2).
28, если, наконец, ангелы, охраняющие нас, Ему сообщают повседневно, днем и ночью наши действия, то, следовательно, братья мои, мы должны быть бдительными ежечасно.
29 В самом деле опасаемся, согласно словам псалмопевца, чтобы Бог не застал нас врасплох: «все уклонились в грех, сделались злыми.» (Пс 13, 3)
30 Если Он и проявляет милосердие к нам в это время, то потому, что Он добр и ждет нашего исправления, страшимся же того, что бы Он не сказал нам в день тот «ты это делал и Я молчал» (Пс. 49:21).
31 Вот вторая ступень смирения: не люби воли своей, не угождай исполнению желаний своих,
32 но более подражай, следуя словам Господним: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить Свою волю, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6:38).»
33 Писание говорит еще: " Удовольствие подвергается наказанию, усилие предоставляет корону. " (Это изречение взято не из Писания, а из Страданий святого Анастасия (ch.17 17)).
34 Такова есть третья ступень смирения: починяться настоятелю со всею покорностью, ради любви к Богу, в подражание Господу, как о Нем говорил апостол: «Он был послушлив даже до смерти» (Фил. 2:8).
35 Вот четвертая ступень смирения: сознание совершенно укореняется в терпении, в повиновении молчаливом против чего-либо трудного и досадного, заключенного в полученных повелениях, как бы будучи жертвой всякого рода несправедливости;
36 которую несем на себе, не выходя из терпения и без колебаний, потому что Писание говорит: «претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24:13)»
37 в другом месте: «мужайся, и да поддержит тебя Господь» (Пс. 26:14).
38 и для нас показывается, что верный служитель сносит все ради Господа, также и несчастья, Писание говорит от имени тех, кто страдает: «за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание» (Пс. 43:23).
39 И те, кого воодушевляет надежна на божественное вознаграждение, взывают с радостью: «но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим. 8:37)
40 Писание говорит еще в другом месте: «Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро. Ты нас взял в сети, Ты собрал несчастья на плечи наши. (Пс. 65:10)-12).»
41 и для нас, живущих под настоятелем, оно научает нас добавляя: "Ты утвердил человека на главу нашу». (Пс 65,12)
42 Так же и терпение в несчастьях и несправедливостях смиренные применяют в наставлении Господа: если кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; если кто захочет взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. (Мф. 5, 39-41)
43 с апостолом Павлом они несут на себе ошибки братьев, и они благословляют тех, кто их проклинает. (Кор. 11,26 1 Кор. 4,12)
44 Вот пятая ступень смирения: открывать своему аббату со смиренным признанием все злые мысли, которые приходят в душу, так же все погрешности, которые были совершены тайно.
45 Писание вдохновляет нас к этой практике, когда говорит: «Раскрывай путь твой Господу и уповай на Него» (Пс. 36: 5);
46 и еще: «Исповедуйтесь Господу, ибо Он благ, ибо вовек милость Его» (Пс. 105:1);
47 также и у пророка: «я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего»
48 и сказал: “исповедую Господу преступления мои”, и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс. 31:5).
49 Вот шестая ступень смирения: монах находится удовлетворенным всем тем, что и неблагородный из низов; во всех делах, которые ему даются, он считает себя бездарным работником и недостойным успеха,
50 говоря с пророком: «я был невежда и не разумел, как скот был я пред Тобою» (Пс. 72:22).
51 Вот седьмая ступень смирения: не только исповедовать себя устами последним и самым презренным из всех, но также твердо полагать это в глубине сердца своего,
52 смиряться и возглашать вместе с пророком: «я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе» (Пс. 21:7),
53 «несу ужасы Твои и изнемогаю» (Пс. 87:16).
54 И еще: «Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим» (Пс. 118:71).
55 Вот восьмая ступень смирения: монах не делает ничего кроме того, что написано в правиле монастырской общины и обращается к примерам отцов.
56 Вот девятая ступень смирения: монах запрещает своему языку говорить и, применяет сдержанность в своих словах, сохраняя тишину пока его не спросят.
57 Действительно, следуя научению из Писания: «что от многословия не избежишь греха» (Прит. 10:19),
58 и что «человек злоязычный не утвердится на земле» (Пс. 139:12).
59 Вот десятая ступень смирения: не быть склонным и скорым на смех, потому что написано «глупый в смехе возвышает голос свой» (Сир. 21:23).
60 Вот одиннадцатая ступень смирения: монах в своих разговорах выражается тихо, без смеха, смиренно и серьезно, кратко и рассудительно, избегая криков,
61 также им написано: «Узнаем мудрого по умеренности в языке его» (Текст, взятый из греческого философа , который Руфин приписывал Сексту II, папе и мученику).
62 Вот двенадцатая ступень смирения: монах не только одержим этой добродетелью в сердце своем, но и проявляет его во вне, в своем внешнем поведении.
63 В работе Богу, в молельне, в монастыре, в саду, по дороге, в полях, когда он сидит, на ходу или стоя, он будет всегда иметь склоненную голову, взгляд, обращенный к земле
64 ощущая во всякое время тяжесть грехов, он видит себя уже приведенным к страшному суду Божьему.
65 и повторяет всегда в сердце своем слова евангельского мытаря, с глазами опущенными в землю: «Господи, не достоин я грешный и очей возвести на небо» (Лк. 18:13),
66 и еще с пророком: «я изнемог и сокрушен чрезмерно.» (Пс. 37, 9).
67 Взбираясь по каждой из этих ступеней смирения, монах скоро достигнет той любви Божией, которая, став совершенной, изгоняет страх. (намек 1 Ин. 4,18)
68 Благодаря этой любви, он выполнит без труда, естественно и не раздумывая что ранее он исполнял из-за страха.
69 Он действует более без угрозы ада, но по любви ко Христу, по привычке к добру и привлекательности добродетелей.
70 Вот то, что Господь соизволит явить в своем служителе, очищенном от недостатков и грехов, благодатью Святого Духа.
Взывает к нам, братия, Божественное Писание, говоря: «всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14:11). Говоря сие, оно показывает нам, что всякое возвыше-ние есть род гордости, которой Пророк всячески избегал, как сам удостоверяет говоря: «Господи, не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое для меня и недосягаемое» (Пс. 130:1). Но что? «Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти отнятого от груди мате-ри? Так была душа моя» (--- 2).
Отсюда, если хотите достигнуть самых последних вершин смирения и скоро взойти на ту небес-ную высоту, на которую восходят смирением в настоящей жизни; делами нашего восхождения надобно воздвигнуть ту лестницу, которую во сне видел Иаков, и по которой восходящими и нисходящими виде-лись ему Ангелы Божии. Не другое что, без сомнения, надо разуметь под восхождением и нисхождени-ем, как то, что возношением нисходят, и смирением восходят. Сама же восходящая лестница есть жизнь наша в сем веке, которая ради смирения сердца воздвигается Господом до небес. А боками сей лестницы назовем наше тело и душу; на каковых боках слово Божие утвердило разные ступени, — степени смире-ния или самоумерщвления порабощения плоти для нашего восхождения горе.
Первая степень смирения есть, когда кто страх Божий всегда полагая себе перед глазами, всячески избегает забвения; но всегда помнит все что заповедал Бог, равно как и то, что презирающие Бога пой-дут за грехи свои в геенну; всегда же вращая в уме своем помышления о вечной жизни, уготованной боящимся Бога, всякий час соблюдает себя от грехов и прегрешений, мыслью, словом, очами, руками и ногами, отсекая свои хотения, наипаче же похотения плоти.
Так всегда да помышляет о себе человек, что Бог всякий час призирает на него с небес, и что дела его во всяком месте открыты перед взором Божества, и Ангелами Божьими замечаются. Доказывает нам это Пророк, когда показывает что Бог именно всегда так присущ помышлениям нашим, говоря: «Ты ис-пытуешь сердца и утробы, праведный Боже!» (Пс. 7:10); и опять: «Господь знает мысли человеческие, что они суетны» (Пс. 93:11); еще: «Ты разумеешь помышления мои издали» (Пс. 138:20; и: «остаток гнева Ты укротишь» (Пс. 75:11). Итак, да блюдет себя всякий брат от помышлений злых, говоря всегда в сердце своем: «я был непорочен перед Ним и остерегался, чтобы не согрешить мне» (Пс. 17:24).
И делать свою волю возбраняет нам Писание, говоря: «воздерживайся от пожеланий твоих» (Сир. 18:30). Также в молитве Господней просим Бога: «да будет воля Твоя» (Мф. 6:10), а не наша. Итак хо-рошо поучают нас не творить своей воли, да избежим того, что говорит Свящ. Писание: «есть пути ко-торые кажутся человеку прямыми, но конец их — путь смерти» (Прит. 16:25); и еще того избежим, что сказано о небрежных: «развратились они и совершили гнусные преступления» (Пс. 52:2). Будем верить что при всяком нашем желании присутствует Бог, как говорит Пророк Господу: «пред Тобою все жела-ния мои» (Пс. 37:10); вследствие того всячески остерегайся пожеланий злых; ибо близ входа к сласти лежит смерит. Почему Писание заповедует нам, говоря: «не ходи вслед похотей твоих» (Сир. 18:30). Итак, если очи Господни видят добрых и злых, Господь «с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога» (Пс. 13:2). Если приставленными к нам Ангелами каждый день возвещаются Богу, нашему Создателю, все дела наши; то нам, братья, должно всячески остерегать-ся, чтобы Бог когда-нибудь не увидел нас уклоняющимися на зло и творящими дела непотребные, и ща-дя нас в сем веке как благой и желающий нашего обращения на лучшее, не сказал нам в будущем: «ты это делал и Я молчал» (Пс. 49:21).
Вторая степень смирения есть, если кто не любя своей воли и не находит удовольствия в том, что-бы исполнять свои пожелания; но делами подражает Господу, сказавшему о Себе: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить Свою волю, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6:38). Исполнение своей во-ли ведет в муку, а самопринуждение готовит венец славы.
Третья степень смирения есть, — чтобы по любви к Богу, со всяким послушанием подчиняться старшему, подражая Господу, о Котором Апостол говорит, что «Он был послушлив даже до смерти» (Фил. 2:8).
Четвертая степень смирения есть, — чтобы в самом послушании на трудные дела и противные своему сердцу, или при каких-либо напраслинах, хранить молчаливое, но благодушное, и с доброй сове-стью терпение, и терпя, не ослабевать и не отступать назад; ибо Писание говорит: «претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24:13); и еще: «мужайся, и да укрепляется сердце твое, надейся на Господа» (Пс. 26:14). Показывая также, что верному должно терпеть за Господа все противное. Пророк говорит от ли-ца претерпевающих: «за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на закла-ние» (Пс. 43:23).
В несомненной уверенности в Божественном воздаянии за терпение, они продолжают радуясь все переносить и говорят: «но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим. 8:37); или как в дру-гом месте пишется: «Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро. Ты ввел нас в сеть, положил оковы на чресла наши, посадил человека на главу нашу» (Пс. 65:10)-12). Заповедь Божия относительно бед и напастей исполняя терпением, они, когда бьют в одну ланиту, подставляют и дру-гую, когда отнимают у них ризу, они отдают и сорочку, когда принуждены бывают идти в кем одно по-прище, идут с ним (Мф. 5; Лк. 6); и с Павлом Апостолом терпят от ложных братий гонение, — и благо-словляют клянущих их (2 Кор. 11).
Пятая степень смирения есть, чтобы худых помышлений, входящих на сердце, или худых дел, сделанных с сокровенности, не утаивать от своего аввы, но все открывать ему в смиренном исповеда-нии. Убеждает нас к этому Писание, говоря: «Предай Господу путь твой и уповай на Него» (Пс. 36: 5); и еще: «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его» (Пс. 105:1); также: «я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего и сказал: “исповедую Господу преступления мои”, и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс. 31:5).
Шестая степень смирения есть, чтобы монах довольствовался всякой скудостью, даже самой крайней; и при всем, что ни возлагают на него, считал себя худым и нестоящим работником, говоря себе с Пророком: «я был невежда и не разумел, как скот был я пред Тобою» (Пс. 72:22).
Седьмая степень смирения есть, когда кто считает себя низшим, и худшим всех, не языком только, но и внутренним чувством сердца, говоря с Пророком: «я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе» (Пс. 21:7), «несу ужасы Твои и изнемогаю» (Пс. 87:16). И еще: «Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим» (Пс. 118:71).
Восьмая степень смирения есть, когда монах ничего не делает, кроме того, к чему обязывает об-щий монастырский Устав, и к чему побуждают примеры старших.
Девятая степень смирения есть, когда монах удерживает язык свой от говорения, и храня молча-ние, не говорит пока не спросят: ибо Писание внушает, «что от многословия не избежишь греха» (Прит. 10:19), и что «человек злоязычный не утвердится на земле» (Пс. 139:12).
Десятая степень смирения есть, если неохоч и не скор кто бывает на смех, ибо написано: «глупый в смехе возвышает голос свой» (Сир. 21:23).
Одиннадцатая степень смирения есть, если монах когда говорит, говорит кротко и без смеха, сми-ренно, но с верностью, немного, но разумно, и не возвышая до громкости своего голоса, ибо написано: «слова благоразумных взвешиваются на весах» (Сир. 21:28), и: «честно малое мудрости» (Еккл. 10:1).
Двенадцатая степень смирения есть, когда монах не сердце только, но и самым телом всегда и пе-ред всеми показывает себя смиренным, т.е., когда он за работой, в церкви, на монастыре, в саду, в доро-ге, на поле, стоя, ходя, сидя, — всюду, склонив голову, взор вперяет в землю, и считая себя виновным во многих грехах, и воображая себя на страшном Суде Божием, говорит всегда в сердце своем то, что гово-рил глядя в землю Евангельский мытарь: «Господи, не достоин я грешный и очей возвести на небо» (Лк. 18:13), или что говорил о себе Пророк: «я изнемог и сокрушен чрезмерно. Оживи меня» (Ос. 37:7-9; 118:107).
Прошедший все эти степени смирения монах доходит до такой любви Божией, которая вон изго-няет страх; в силу которой он все, что соблюдал прежде не без труда и не без страха, начинает соблю-дать без всякого труда, как бы естественно; не по страху геенны, а по любви ко Христу, и по услажде-нию добродетелями, которые Господь благоволит Духом Святым влагать в сердце труженика Своего, очищенного от грехов и страстей.