ierei: (Default)
[personal profile] ierei


Очевидные вещи или о искушениях отшельников.


Вот краткое описание жития Святителя Никиты, епископа Новгородского (1109 г. Дата кончины)



Святитель Никита, епископ Новгородский, в молодые годы поступил в Киево-Печерский монастырь и вскоре пожелал уйти в затвор. Игумен предупреждал его о преждевременности такого подвига для молодого инока, но он, понадеявшись на свои силы, не послушался. В затворе святой Никита впал в искушение. Диавол явился ему в виде Ангела, и неопытный подвижник - поклонился ему. Бес дал ему совет, как уже достигшему совершенства: "Ты не молись, а только читай и учи других, а я буду молиться вместо тебя", - и стал около затворника, делая вид, что молится за него. Прельщенный инок Никита превзошел всех в знании книг Ветхого Завета, а о Евангелии ни говорить, ни слушать не хотел. Киево-Печерские старцы пришли к прельщенному и, помолившись, отогнали от него беса. После этого преподобный Никита, оставив по благословению старцев затвор, жил в строгом посте и молитве, более всего упражняясь в послушании и смирении. Милосердный Господь, по молитвам святых старцев, возвел его из глубины падения на высокую степень духовного совершенства.
Впоследствии он был поставлен епископом в Новгород и за свою святую жизнь был награжден от Бога даром чудотворений. Однажды во время засухи он молитвой низвел дождь с неба, в другой раз по его молитве прекратился в городе пожар.
13 лет управлял святитель Никита новгородской паствой и мирно скончался в 1109 году. В 1558 году, при царе Иоанне Васильевиче, состоялось прославление святителя. Мощи его покоятся ныне в церкви святого апостола Филиппа в Новгороде.


Очевидно то, что из этого жития можно вынести понимание того, что существует опасность в отшельническом пути, в монашестве, связанная с искушением самонадеянности, основанная на самомнении, и мечтательным желанием достичь высоких молитвенных состояний. Никита Печерский, неопытный в отшельнической жизни, подвергся ужаснейшему бедствию, опрометчиво вверившись представившемуся им привидению, обольщенный демоном. Житие также говорит и о силе общей молитвы о падшем иноке, после которой Никита пришел в состояние покаяния.

Т.е. можно предполагать, что всякий идущий по пути отшельничества может попасть в подобное искушение. Это в свете написанного в журнале 1 сентября.



По поводу правомочности предлагать пример жития святого после времени Великого раскола 1054 года

Епархии древней Киевской митрополии, которые находились на территории современных Украины и Белоруссии, продолжая традиции Киевской Церкви, и в дальнейшем не переставали свидетельствовать о своем общении с Римским Апостольским Престолом.

Вот лишь некоторые примеры этого свидетельства Киевской Церкви в XI-XVI веках.

Во время схизмы Греческой церкви 1054 года Киевская митрополия, управляемая русином Иларионом, не находилась в общеннии с Константинополем, так как митрополит был поставлен без согласования с патриархом. Таким образом Киевская Церковь не участвовала в греческой схизме. Более того, сохранились сведения, что Папские легаты, с кардиналом Гумбертом во главе, возвращались в Рим из Константинополя через Русь. В Киеве они были с почестями приняты великим князем Ярославом Мудрым и русинским духовенством.

В 1075 году сын Киевского князя Изяслава-Дмитрия Ярополк-Петр вместе с женой и матерью посещает Рим. По поручению своего отца он передал под покровительство Апостольского Престола Киевское княжество и был коронован Папой Григорием VII королем Руси.

В 1147 году на Киевском соборе русинские епископы решили поставлять митрополита сами, без обращения в Византию. Тогда же и был поставлен Киевским митрополитом Клим Смолятич, причем при поставлении на него возлагались реликвии св. Климента, Папы Римского. Так русинские епископы, и в этом согласны многие историки, хотели символически подчеркнуть свое единство с Апостольским Престолом.

Cвятая Ефросиния Полоцкая из древней Полоцкой епархии, входившей в состав Киевской митрополии, посетила Палестину благодаря тому, что там в это время существовало Иерусалимское королевство крестоносцев. В Иерусалиме в 1173 году она и умерла, а позже ее реликвии были перевезены в Киево-Печерский монастырь.

В 1184 году блаженный Мейнард, латинский миссионер и будущий первый епископ на территории Латвии, обратился к Полоцкому князю Владимиру за разрешением проповедовать Евангелие среди ливов, в то время плативших дань полоцким князьям. Блаженный Мейнард не только получил разрешение, но и дары от князя. В это время на территории Латвии было два восточно-христианских центра – Кокнесе и Ерсика, связанных с Полоцкой епархией.

На Лионском Соборе 1245 года присутствовал русинский архиепископ Петр, очевидно, из Галицко-волынского княжества. Он информировал Отцов Собора о татарах, их жизни и нравах, а также принимал участие в богослужениях вместе с другими епископами, участниками Собора. В 1253 году князь Галицко-волынский Даниил был коронован Папскими легатами королем Руси, этот титул сохраняли и его потомки.

И все же, если это кому-то это не по нраву, то привожу житие западного святого, взятое из книги святителя Григория Турского “Vita Patrum” описывающие точно такое же искушение подвижника.






CHAPITPIE X. De saint Friard, reclus.

10. Преподобный Фриард отшельник,

ИЗБАВИВШИЙ БЛИЖНЕГО ОТ БЕСОВСКОГО НАВАЖДЕНИЯ


Память 2/15 августа (+ 573)
В Римо-католической Церкви 1 августа.

Есть много разных ступеней, по которым совершается подъем на Небо, и, думаю, о них сказал Давил: «Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе.» (Пс. 83, 6). Эти ступени или степени различных деяний соответствуют совершенствованию в служении Богу, и никто не может подняться по ним, если Сам Господине призвал туда, как мы уже не раз говорили. Так что в действительности Псалмопевец говорил об этом пути совершенствования, сказав: " Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж. " (Пс. 126, 1). И помощи Господней всегда искали не только мученики, но также и подвизающиеся в подвигах, обретая то, что хранит их духовную жажду.

И правда, если желание претерпеть мученичество горит в сердце, мученик просит об укреплении, чтобы вынести все; если кто нудится держать пост, и он просит об укреплении, дабы обрести необходимые силы; если кто желает сохранить свое тело в целомудрии, устоять пред любыми соблазнами, то молится, чтобы сила Господня оградила его; если кто, начав грешить, кается и горит желанием очиститься, то со слезами просит, чтобы помощь эта укрепила его, и когда кто пытается творить что-либо из всего этого, он, конечно, просит о благодати этой помощи. Восхождение или, иначе сказать, ступени этой лествицы столь трудны, столь возвышенны, так утомительны и так разнообразны, но лишь по ним человек поднимается ко Господу.

Потому всегда нужно просить у Него этой помощи, нужно всегда искать ее, всегда призывать, чтобы замышленные добрые деяния могли благодаря ей исполнится, и потому всегда нужно повторять: " Помощь наша — в имени Господа, сотворившего небо и землю" (Пс. 123, 8). Так жил блаженный человек, о котором мы собираемся говорить, тот, кто среди многоразличных искушений и бедствий мира сего всегда призывал на помощь небесные силы.

1. Рядом с островом Виндунигга (l'île Vindunitta), на землях Нанта (Nantes), жил человек по имени Фриард, известный своей святостью, о жизни которого я счастлив рассказать немного в поучение церковное, поскольку не знаю, написал ли о нем кто-либо другой. С детства он был весьма благочестив и целомудрен. Став взрослым, продолжал вести жизнь в богопочитании, в молитве и бодрствовании. Собственными руками выращивал он себе необходимое для жизни и, хотя превзошел других в трудах, никогда не переставал молиться, что было предметом насмешек соседей и незнакомцев, поскольку делал все в грубоватой крестьянской манере.

Однажды, когда он вместе с другими жнецами вязал снопы на пшеничном поле, появился рой ос — раздражающих и вредных насекомых, и начали они жалить работающих. Те обошли стороной то место, где было осиное гнездо и стали дразнить блаженного Фриарда, с усмешками говоря: "Иди, блаженный, иди, святоша; ты все время молишься и уши свои и глаза осеняешь крестным знамением, и на пути своем показываешь знак спасения; иди и начни жать над роем, умиротворив его молитвой своей!" Святой, увидев в этих словах сомнение в небесных силах, распростершись на земле, помолился Господу, а, прибли-зясь к осам, сотворил крестное знамение, говоря: "Помощь наша во имя Господа, сотворившего небо и землю". Как только он это произнес, осы все спрятались в свое гнездо, и Фриард на виду у всех жнецов сжал в том месте пшеницу безо всякого вреда для себя, что было бы невозможно без чуда, предназначенного для насмешников, поскольку Господь, дабы их посрамить, удостоил помощи того, кто на Него уповал.

Однажды после этого случая, когда он залазил с какой-то целью не дерево, у него под ногами обломилась ветка, и он упал; когда падал, то у каждой ветки, о которые стукался, взывал он к всеблагому имени Христа, говоря: "Христе Всемогущий, спаси мя". Ударившись о землю, обнаружил, что целехонек, и сказал: "Помощь наша во имя Господа, сотворившего небо и землю".

2. Вдохновленный этим и другими чудесами, он начал размышлять и стал так думать в себе: "Если Крест Христов и призывание Его имени, и помощь, испрошенная у Него, имеют такую силу, что с ними можно преодолеть все трудности в этом мире, избежать опасности, развеять искушения и возвыситься так, чтобы презирать все наслаждения этого мира, что мне остается делать в этом мире, кроме как отринуть все, ему принадлежащее, и посвятить себя служению единому Ему, Который, когда я призывал Его имя, спасал меня от смертельных угроз?" И, покинув свое скромное жилище, забыв и родителей, и родину, ушел в поисках пустыни, чтобы пребывание в этом мире не воспрепятствовало его стремлению к молитве.

искушение диакона Секундела

Итак, он у аввы Сабауда (l'abbé Sabaudus), который был прежде священником у короля Клотэра, а теперь совершал покаянный подвиг на Виндунитту (Vindunitta), острове в землях Нанта (Nantes). С ним был также дьякон Секундел (le diacre Secondellus). Но авва, оставив плуг Господень, вернулся в монастырь и вскоре после этого по неизвестным причинам погиб от меча. Что же касается преподобного Фриарда, он безвыездно жил на этом острове вместе в дьяконом Секунделом. У каждого была отдельная келья.

И, когда они мужественно и стойко совершали жизнь в молитвах, дьякону Секунделу ночью явился искуситель в образе Христа и сказал ему: "Я — Господь, Которому ты молишься каждый день. Ты уже святой, и твое имя записано в Книге Жизни вместе с другими святыми. Поэтому уходи с этого острова и совершай исцеления среди людей". Секундел, поддавшись этому искушению, покинул остров, ничего не сказав своему собрату, и даже, когда он возлагал свою руку на больных, взывая к имени Иисуса Христа, они исцелялись. Возвратившись на остров после длительного отсутствия, он нашел своего собрата и тщеславно сообщил ему: "Я ушел с острова и сотворил много чудес среди людей". Когда Фриард в страхе спросил его, что тот имеет в виду, он запросто рассказал, что он сделал. Старец, которого
ужаснул этот рассказ, со вздохами и слезами запричитал: "Горе нам! Насколько я понял, тебя обманул искуситель. Иди и покайся, чтобы он не победил тебя своей ложью".

Вняв этим словам и боясь погибнуть, дьякон со слезами бросился к ногам Святого, умоляя, чтобы он вступился за него пред Господом. "Иди и давай вместе молить Его всемогущество о спасении твоей души. Ибо Господь готов прощать тех, кто кается, как молвил Он устами Своего пророка: " Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?"' (Иез. 33, 11).

Но, пока они молились, искуситель снова явился в том же обличий дьякону Секунделу, говоря ему: "Разве я не повелел тебе, ибо овцы мои больны и нет у них пастыря, идти и навестить их, и исцелить их?" Он ответил: "Я истинно убедился, что ты соблазнитель, я не верю, что ты Бог, Чей облик ты принял для обмана. Если ты Христос, покажи мне Крест твой, который ты оставил, тогда я поверю в тебя". И когда тот не смог показать его, дьякон сотворил перед ним крестное знамение, и тот в смятении исчез. Но все-таки вернулся обратно с целым кагалом бесов, которые так избили дьякона, что тот едва оправился. Дьякон в дальнейшем вел жизнь, исполненную святости, и умер, когда пришел срок.

3. Что же касается блаженного Фриарда, он прославился замечательными чудесами. Однажды он поднял ветку дерева, которое повалил ветер и которое, как говорят, некогда он сам и посадил. Сделал из нее себе посох и носил в руке. Спустя продолжительное время воткнул посох в землю, часто его поливал, и тот дал листья, плоды, а года через два-три стал большим деревом. Это в глазах людей было великим чудом, и каждый день большая толпа собиралась посмотреть на дерево; из-за отдаленности острова совершенное чудо приобрело еще большую известность, и Святой Божий, дабы не впасть в грех тщеславия, взял топор и срубил дерево.

В другой раз Преподобный, видя, какое несчастье приключилось с цветущим деревом (яростью бури оно было повалено на землю), испытал жалость и стал молиться, говоря: "Молю Тебя, о Господи, о том, чтобы плоды этого дерева не погибли,
поскольку по Твоей воле произошли все эти цветы, которыми оно украшено. Да будет оно удостоено Тобой подняться, расти и увидеть зрелость плодов". Помолившись так, он взял топор и отделил ствол от корней. Затем, заострив ствол снизу наподобие кола, закрепил его в земле поверх находившихся в земле корней. Скоро сформировались почки, хотя корней не было, дерево обрело свое прежнее состояние, высохшим цветам вернулась прежняя свежесть, и в том же году дерево принесло плоды тому, кто с такой заботой за ним ухаживал. Это чудо побуждает меня поверить, что милосердие Божие истинно способно даровать воскрешение из мертвых тому, кто молитвами своими достиг того, чтобы оживали высыхающие деревья.

4. Святой после того, как несколько раз предсказывал братии время своей смерти, почувствовал наступление болезни и сказал им: "Идите к епископу Феликсу (l'évêque Félix) и скажите ему о моей кончине. Скажите, брат твой Фриард сказал: "Видишь, подошло к концу течение моей жизни. Я собираюсь покинуть этот мир, а точнее знай, что уйду в следующее воскресенье, чтобы вкушать отдых, который обещал мне вечный Царь — Господь. Прошу тебя прибыть, чтобы повидаться нам перед кончиной".

Но Феликс не мог прибыть, задерживаемый неведомыми мне причинами, и послал к нему его гонцов обратно со словами: "Прошу тебя, если это возможно, немного подождать, пока я не смогу прибыть к тебе после завершения своих юридических дел". Посланцы вернулись и сообщили ему эти слова; хотя он уже лежал в кровати, сказал: "Тогда встану и подожду брата своего". О, муж несказанной святости, который, хотя и поспешал уже к своему концу и соединению со Христом, не забыл при том о ближнем своем и испросил у Господа еще одну неделю в этом мире, чтобы повидать своего духовного брата. Мне думается, что немалые были заслуги и у того, ради прибытия которого Господь согласился отложить кончину Святого, почувствовавшего немедленно, что жар спадает и вставшего с постели без болезни.

Много позднее прибыл Епископ. Святой, у которого только что началась лихорадка, приветствовал его у входа и, облобызав, сказал: "Ты заставил меня ждать долгое время пред путем, по которому мне пора следовать, о Святителю". И после того, как они целую ночь (а это была ночь на воскресенье) служили всенощную, едва наступило утро, он испустил дух. И при этом келья наполнилась нежным ароматом и сотряслась, почему ясно, что ангелы пребывали в ней и, чтобы засвидетельствовать заслуги Святого, наполнили келью этим Божественным ароматом. Святые мощи его были омыты и опущены Епископом в могилу, а душу его принял на Небе Христос, оставив обитателям земли пример его добродетелей.

October 2018

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
2122 2324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 27th, 2026 03:19 am
Powered by Dreamwidth Studios