ierei: (Default)
[personal profile] ierei
свящ. Станислав Тышкевич.
книга Церковь Богочеловека.



Глава третья
ВСЕЛЕНСКОСТЬ ЦЕРКВИ


В Символе веры принятом на II Вселенском Соборе, Церковь названа «католикэ», т. е. вселенской.
Греческое прилагательное «католикос» обозначает «всеобщий», «универсальный».
Что Церковь должна быть вселенской, католической, и трудиться над тем, чтобы проникнуть повсюду, где только есть люди нуждающиеся в её помощи, т. е. просто где есть люди каких бы то ни было рас, культур, классов и т. д., это вытекает как прямой вывод из того богословски неоспоримого факта, что Христос Господь умер за всех; древний догмат католичности Церкви определяется догматом всеобщего Искупления: раз Христос умер за всех обитателей земного шара, а с другой стороны, спасение достигает людей через человеческие же орудия — проповедь, таинства, пастырство (см. главу о второпричинах), — то ясно, что Церковь должна действенно и жертвенно стремиться к повсеместному исполнению своего назначения—нести спасение Христово людям всех стран.

Выражение «католическая Церковь» мы встречаем уже в сочинениях христианских писателей II века, например, в послании св. Игнатия к Смирнским христианам. Климент Александрийский говорит, что «католическая Церковь древнее, чем сборища еретиков...; мы знаем только одну древнюю и католическую Церковь». (Стром., VII 18.) Уже тогда вселенский характер истинной Церкви считался её отличительным признаком. Тогда же и на Западе стали употреблять греческое слово «католикэ» для обозначения единой подлинной Церкви Христовой; иногда слово «Католика» употребляли как существительное, вместо «Церковь Христова».

Церковь всегда была католическою, но не сразу распространилась по всему миру. Поэтому, догмат католичности или вселенскости Церкви следует понимать в смысле динамическом: истинная Церковь постоянно стремится к возможно более полному исполнению слов Спасителя: Будете Мне свидетелями... до края земли (Деяния 1, 8). Новый Завет полон указаний на сверхнациональную природу Церкви. Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех (Рим. 10, 12). Пётр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен; но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему (Деяния 10,34-35).
Дух дышет, где хочет (Ин.З, 8), ничем не останавливаемый, и Церковь следует за Духом повсюду. В одном и единственном стаде Церкви объединены овцы различных дворов: Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привестъ...: и будет одно стадо и один Пастырь (Ин. 10, 16). Вселенский универсализм Церкви ясно выражен в следующих словах Христовых: И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием (Лк. 13, 29). Христос дал нам пример, как надлежит проявлять, вселенскую любовь к ближнему: вопреки принятому у евреев обычаю, Он открыто общался с самарянами (Ин. 4); Христос исцелял больных иноплеменников с такою же любовью, как и Своих соотечественников (Мк. 3). Он даже охотно признавал духовное превосходство «чужих» над «своими». О сотнике Иисус Христос сказал: И в Израиле не нашёл Я такой веры... Многие придут с востока и запада, и возлягут с Авраамом..., а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю (Мф. 8, 10-12). В Церкви отражается вселенское всемогущество Господа, Который может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму (Мф. 3, 9).

Перед Своим Вознесением, Иисус Христос торжественными словами велел Своей иерархии проникнуться духом вселенского проповедования Евангелия. Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк. 16, 15). Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите научите все народы...уча их соблюдать всё... (Мф. 28, 19). Христос в Своей Церкви есть спасение уготованное пред лнцем всех народов (Лк. 2, 31).

Ту же характерную черту учения Христова мы находим во всей проповеднической деятельности апостолов. Петр с одиннадцатью поняли внутренний смысл великого чуда в день Пятидесятницы, когда люди всевозможных народов слышали апостолов нашими языками говорящих (Деяния 2) : тут же в проповеди своей Пётр заявил, что обетование принадлежит не только вам и детям вашим, но и всем дальним, кого ни призовёт Господь (там же, ст. 39).

Мы уже видели, какой смысл отцы Церкви придавали слову «католикэн». Отметим их воодушевление в отстаивании католичности, как существенного свойства истинной Церкви. «Собери, Господи, Свою Церковь со всех концов земли..., со стороны четырёх ветров», говорится в Дидахэ. В послании св. Климента мы читаем: «Тебя, Господи, избирающего изо всех народов тех, кто любит Тебя..., мы молим: да узнают Тебя все народы, ибо Ты Бог единственный и Иисус Христос есть Сын Твой» (59, 3). Св. Игнатий Богоносец часто выражал горячее желание, чтобы под знаменем Христовым и в «одном теле Церкви» собрались многочисленные праведники из различных народов. Св. Поликарп желал иметь духовное общение со всеми, «кто под небесами уверует во Христа»; он молился «за всю католическую Церковь находящуюся во вселенной». (Мучен., VIII 1) Свв. Иустин, Ириней и другие апологеты прославляют вселенскость Церкви, когда они толкуют приведённые нами тексты Св. Писания и видение, в котором Петру было, указано свыше, что он не должен чуждаться иноплеменников. Св. Киприан говорит, что «Церковь посылает лучи свои по всему миру». (О единстве Церкви, 5.) Св. Августин и св. Иоанн Златоуст, с несравненным восторгом и красноречием, рисуют нам то вселенство, которое свойственно одной только истинной Церкви Христовой.

Св. Кирилл Иерусалимский следующим образом определяет смысл придаваемый Преданием термину «католика»: «Церковь называется соборною, потому что она в целой вселенной, от пределов земли до пределов её, и потому что во всеобщности и без всякого опущения преподаёт всё, долженствующее входить в состав человеческого ведения, догматы о видимом и невидимом, о небесном и земном; ещё потому, что подчиняет благочестию весь человеческий род, и начальников и подначальных, учёных и неучёных; наконец потому, что, как повсеместно врачует и исцеляет она всякого рода грехи, совершённые душою и телом, так в ней же приобретается всё именуемое добродетелью, какого бы то ни было рода, и в делах и в словах, и во всяком духовном даровании».( Оглас. слово 18, пар. 23. Творения Кирилла Пер., С. Петербург, Сойкин, стр. 230.)

Св. Иоанн Златоуст в своих творениях часто возвращается к вопросу о католичности Церкви: «Церковь есть столп вселенной».( Толк, на Tимоф., Творения св. Иоанна -Златоуста, изд. СПБ Духовной Академии, том XI, 1905, стр. 692.) «Церковь, со всею щедростью раскрывая свои недра, с распростёртыми объятиями ежедневно принимает все народы вселенной. Такое повеление и первые учители догматов получили от Единородного... шедше научите вся языки» (Толк, на прор. Исайю, гл. II, то же издание, том VI, 1900, стр. 28.). «Пустив Церковь носиться по вселенной, как корабль по морю, Он (Христос) не уничтожил волнения, но избавил её среди волнения». (Беседа о доброй жизни, то же издание, том III, стр. 63.) Для св. Иоанна Златоуста католичность или соборность Церкви немыслима без её единства, без иерархического единоначалия. Толкуя обещание данное Спасителем Петру — построить на нём Церковь как на камне (Мф. 16),—Златоуст пишет: « Вы же кого Мя глаголете бытии — вы, которые всегда со Мною были...? Что же на это отвечает Пётр, уста апостолов, всегда пламенный, глава в лике апостольском? На вопрос, предложенный всем, отвечает от себя... Видишь ли, как Христос... обещаниями возводит Петра к высокому о Нём мнению...? Он обещает ему даровать то, что собственно принадлежит одному Богу, именно: разрешать грехи, соделать Церковь непоколебимою среди всех волнений, и простого рыбаря явить крепчайшим всякого камня, когда восстанет на него вся вселенная...Иеремия поставлен был для одного народа, а Пётр для целой вселенной... Отец даровал Петру откровение о Сыне; Сын же откровенное познание об Отце и о Самом Себе посеял во всей вселенной, и простому смертному вручил, давши ему ключи, власть над всем небесным; и он распространил Церковь по всей вселенной, и явил её сильнейшею самого неба».( То же издание, том VII, 1901, стр. 553-355.)

Тем же подлинно католическим духом проникнуто учение св. Афанасия Великого. Вот несколько выдержек из его Толкования на Псалмы: «Ты — Владыка Иаковлев, и распростёр Церковь Твою до концов земли... Морем называется мир, водами же многими (Пс. 76, 20) — различные в нём поколения людей... Апостолы прошли всю поднебесную, проповедали всем языкам... Церковь составлена из всех народов... Дело Его (Христа) прострется на целую вселенную.. . Церковь Христова будет озарять и просвещать поднебесную, всегда пребывая, подобно солнцу и луне... В целой вселенной основана Церковь... Дух повелевает апостолам петь новую песнь, т. е. народам целой вселенной возвестить Новый Завет... Проповедь будет слышима в целой вселенной... Лучи истины Твоей быстро распростираются повсюду, потому что пророки, апостолы и учители росою её напоевают землю...». (Творения св. Афанасия Вел., Св. Троицкая Сергиева Лавра, ч. IV, 1903, стр. 197, 261, 285, 294, 295, 307, 314, 315, 345 и др.)

Св. Ириней называет Церковь «по всей вселенной до пределов земли рассеянной». Блаж. Феодорит писал: «Церковь одна по всей земле и на море, почему мы и говорим в молитве: о святой и единой, католической и апостольской Церкви, сущей от пределов и до пределов вселенной». Св. Августин утверждал, что «по гречески Церковь называется католическою, потому что она распростирается по всему миру».( Относительно этих трёх свидетельств см. Догматическое Богословие Макария, изд. 1857 г.. т. II, стр. 186.) Такое же понятие о католичности Церкви дают св. Оптат Милевитанский, св. Григорий Великий, Евсевий, Пасиан и вообще почти все отцы и церковные писатели, которые писали о свойствах Церкви.

Подлинная Церковь, по природе своей, обладает всеми свойствами, необходимыми для постоянного осуществления своего назначения. В первую очередь, следует отметить её сверхнациональный характер. Поместная церковь, подчинённая той или иной нации, по необходимости замкнута в себе самой; нация, как таковая, может стремиться к политическому или поместно-культурному господству во всём мире, но вселенский дух Церкви ей чужд: Церковь относится с равным доброжелательством ко всем народам, нация же имеет в виду собственное процветание. Кроме того, распространение Церкви по всему миру предполагает общие, согласованные усилия, что почти неосуществимо при наличии нескольких обособленных, часто друг с другом соперничающих, национальных церквей. Вселенский динамизм Церкви неотделим от её единства. И именно своим сверхнациональным авторитетом Церковь наиболее действенным образом поддерживает, развивает и освящает национальную жизнь; Церковь применяется к этническим особенностям всех народов, проникается ими; она всегда идёт навстречу всем здравым начинаниям.

Так как в Церкви «дух» неразрывно связан с «телом», господствует над ним и определяет его, то сверхнациональным должен быть и весь соборно-иерархический строй Церкви, по крайней мере в виде объединения всех одной верховной сверхнациональной и вселенской властью: «чисто духовное» вселенство навсегда и по неизбежности останется только отвлечённой идеей, фикцией, прекрасной утопией.

«Географическая» вселенскость есть только исходная, наиболее наглядная и «овнешнённая» ступень универсальной католичности Церкви; этот аспект вселенскости Церкви не самый ценный, но в сочетании с её единством он важен как признак её подлинности. Церковь носит отпечаток вселенскости во всём : во всём своём учении и во всей своей жизни. Церковь во всех отношениях исчерпывающе универсальна: её следует назвать вселенской во всех смыслах этого слова. Здесь свойство католичности как бы сливается со свойством святости, которая тоже сводится, в конечном итоге, к стремлению к всесторонней, исчерпывающей, «совершенной» полноте бытия, т. е. к Богу. Невозможно перечислить все виды вселенскости Церкви; ограничимся несколькими примерами.

Церковь допускает различные обряды и обрядности; она считает святыми и римский, и мозарабский, и много других обрядов, не делая исключения для византийского. В Церкви, благочестивые обычаи и формы почитания Бога и святых бесконечно разнообразны; чтобы убедиться в этом, стоит только сравнить между собою религиозные особенности католиков — испанцев, китайцев, немцев, индусов, американцев, или австралийцев. Во вселенской Церкви монашеская жизнь принимает самые разнообразные оттенки, смотря по особой непосредственной цели, которую преследует тот или иной орден или конгрегация (проповедническая деятельность, жизнь в крайней нищете, созерцание смирения Пресвятой Богородицы или её страданий, почитание Пресвятой Евхаристии, ручной труд, служение ближнему в виде воспитания юношества, ухода за умалишёнными и прокажёнными, помощи старикам или бездомным и т. д.).

Сообразно обстоятельствам места и времени, любовь к ближнему имеет в Церкви беспредельно разнообразные облики. Церковь идёт навстречу всем без исключения нуждам человека. Церковь одобряет прославление Бога всеми формами искусства, поскольку они не оскорбительны для веры и нравственности; католические храмы строятся во всевозможных стилях—готическом, византийском, романском, ренесанс и проч., а вне Европы и в бенгальском, китайском, южно-американском... Церковь допускает украшение святынь не только иконами, но и другими видами изображения святых, в том числе статуями; в области церковной музыки Церковь разрешает не только пение, но и игру на органе. Столь большое разнообразие само собою вытекает из назначения Церкви: подходить к людям самых разнообразных характеров, культур, вкусов и привычек. Оно есть прямое логическое следствие всех данных Евангелия, касающихся католичности Царствия Христова на земле.

Ради более точного выяснения смысла разбираемого нами догмата, обратимся к возражениям.


1) В Символе веры Церковь именуется соборною, а не кафолическою.

Ответ. — Слово «соборная», как оно понимается теперь, представляет собою мало удачный перевод слова «католикэн», принятого II Вселенским собором. Слово «католикэн» есть прилагательное, непосредственно образованное из «кат олю», т. е. — по «всему (миру)». В слове «соборная» эта идея совсем оставлена в стороне: «соборный» происходит от «собирать», а собирать-то можно не только со всей земли, но и в пределах одного народа, города или даже семьи. Это слово может легко ввести в заблуждение. Большинство древнейших славянских переводов символов веры и церковных канонов содержат слово «кафолическая» (Церковь) вместо позднейшего «соборная». В переводе (X в.) Иерусалимского Апостольского Символа мы читаем: «кафолическую Церковь». В конце текста Никейского Символа, приведённого в Устюжской Кормчей (анафематствование), Церковь названа «кафоликия». В самом древнем из дошедших до нас переводов Символа Константинопольского вселенского собора мы находим: «... во едину, святую, кафоликию и апостольскую Церковь.( . См. беспристрастное историческое исследование русского учёного А. Гезена История славянского перевода символов Веры, СПБ, 1884. В русских переводах творений свв. отцов «католикэ» иногда передаётся словом «повсемственная», от предлога «по» и местоимения «все» (ката, олю); слово это безупречно в отношения содержания, но недопустимо с точки зрения чистоты языка.)

В Православном Догматическом Богословии прот. Н. Малиновского (Сергиев Посад, 1909, т. III, стр. 513) мы читаем: «Наименование церкви соборною в славянском переводе символа — не первоначальное. В более древнейших славянских переводах символа греческое «кафоликэ» оставляется без перевода, т. е. читается кафолическую, кафоликию, а перевод словом соборная принят уже после. Но такой перевод признают не точным, не соответствующим главному и наиболее употребительному понятию подлинника, что, как будто, сознавали сами древние славянские переводчики, поставляя рядом кафоликия и соборная (рукоп. 14-15 в.) и позднейшие (напр., в Книге Правил), восстановлявшие греч. кафолическая вместо соборная. Греческое «кафоликос», от «ката» — по, сообразно, и «олос» весь (не всякий, а целый, полный, значит: всеобщий, повсюдный, вселенский, всемирный. У LXX и в Новом Завете это слово не встречается, а у древнейших христианских писателей (Феофила, Юстина, Климента Александрийского, Иринея, Оригена, Дионисия, Тертуллиана и др.) употребляется для обозначения понятия вселенскости или повсюдности. В Апост. пост. (VIII, 10) под кафолическою церковью разумеется та, которая от концов земли до концов её.

Бл. Августин говорит (De Genes, ad liter., 4): ecclesiam, quae catholica dicitur ex eo, quia... per totum orbem diffusa est. Делают догадку справедливую, что слово «кафоликэ» древние славянские переводчики не передали словом вселенская по следующей причине: тогда вселенная (ойкуменэ) означала собственно византийскую империю... и церковию вселенскою называлась константинопольская, глава которой доселе носит титло патриарха вселенского.. Следовательно, если переводчики не взяли термина вселенский с таким узким применением, то этим самым они засвидетельствовали, что кафоличность церкви нужно понимать неограниченно, — в смысле всемирности, не ограниченной повсюдности, предназначения её для всей вселенной безизъятно, а не для «ойкуменэ» в византийском или orbis terrarum в римском смысле... Для жизни церкви заповедуется, что она должна направляться не к автономическому обособлению частей, а к централизующему объединению их во всей вселенной... Ещё меньше соборностию предрешается и санкционируется республикански-парламентарная выборность (Церк. Вед., 1906, N-2)...

В русском переводе Послания вост. патр. (10 чл.) также говорится: веруем... в святую, вселенскую, апостольскую церковь...» Почти все серьёзные православные богословы признают, что перевод в Символе веры греческого слова «католикэн» словом «соборную» неудачен. Некоторые антикатолические полемисты пытаются обессилить исторические документы, говорящие в пользу Католической Церкви, противополагая слово «кафолическая» слову «католическая». Такая аргументация напоминает времена протопопа Аввакума. И «кафолическая» и «католическая» представляют собою лишь первоначальна совсем однозначные варианты перевода одного и того же греческого слова.


2) Церковь Христова существовала при апостолах в сравнительно узких географических пределах.

Ответ. — Для вселенскости Церкви требуется не фактическое существование Церкви во всём мире на всём протяжении церковной истории, но стремление к распространению по всему миру, жертвенные усилия в этом направлении и постепенное действенное установление церковной жизни среди всех народов земного шара. Этот религиозный динамизм воодушевлял Церковь с первых же дней её земного существования. В нашу эпоху, вряд ли найдётся какая-либо страна в любой из пяти частей света, где «закваска» католической Церкви отсутствовала бы вполне. -


3) Протестантизм не менее универсален, чем католичество. Итак, вселенскость не может быть отличительным признаком одной Церкви.

Ответ. — Подлинная вселенскость неотделима от прочих существенных свойств и признаков Церкви, в частности — от единства Церкви в учении и в управлении. Протестантизм же, как всем известно, лишён действительного единства; даже в пределах одной и той же секты, часто нет ни церковного иерархического, ни догматического единения. Церкви присуща положительная органическая католичность, протестантизм же есть излияние по всему миру хаотического смешения друг другу противоречащих систем и толков, из которых некоторые дошли до отрицания самой основы христианства, божественности Господа нашего Иисуса Христа.


4) Христианский динамизм должен быть вертикален, а в католичестве он горизонтален (Бердяев).

Ответ. — Как видно из приведённых нами текстов Св. Писания и Предания, отрицать «горизонтальность» церковного вселенства — то же, что отвергать Евангелие и отцов Церкви. Конечно, вселенство Церкви не может не быть и «вертикальным», не быть устремлённым из глубин души к небу. Но в Церкви «вертикальность» не исключает «горизонтальности», а наоборот — предполагает её; «горизонтальное» распространение Церкви свидетельствует о наличии в ней пламенной «вертикальной» преданности Тому, Кто сказал: идите, учите все народы. Отрицать «горизонтальность» Церкви может только скептик или гностик, окончательно порвавший с «вертикальной» сущностью Христова учения.


5) Церковь смиренна, ей не приличествует дух мирового господства и духовных завоеваний.

Ответ. Именно потому, что Церковь смиренна, ей подобает смиренно повиноваться воле Спасителя относительно вселенской мировой проповеди христианства «всем народам» и смиренного апостольского труда над спасением всех людей, искупленных кровью Богочеловека. Замыкаться в собственном самодовольстве свойственно только гордым. Стремление Церкви к так наз. «мировому господству», т. е. к самоотверженному служению всем людям, доказывает, что в ней жив Христос. Дух гордости примешивается к «духовным завоеваниям» скорее всего там, где вселенская Церковь ослаблена или вытеснена религиозными течениями, уклоняющимися от вселенскости из национально-политических соображений.


6) Сих двенадцать послал Иисус..., говоря: па путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева (Мф. 10, 5-6). Итак, Христос хотел установить не вселенскую, а национальную еврейскую Церковь.

Ответ. - Указанный текст, как видно в особенности из параллельного текста у Луки (9), относится к временной отправке учеников Христовых на своего рода «упражнения» в апостольской деятельности. Эта отправка состоялась гораздо раньше торжественного провозглашения Спасителем вселенского назначения Церкви, именно тогда, когда апостолы были весьма неопытными в святом искусстве обращать язычников в христианство (ср. Лк. 9, 55). Христос постепенно основывал Своё Царство на земле; этот равномерный и всеобщий постоянный переход от меньшего к большему, от поместного к вселенскому, весьма характерен для всей проповеднической деятельности Спасителя, как впрочем и для всей церковной икономии спасения; эта постепенность говорит, нам о чрезвычайной любви к людям Иисуса Христа, не желавшего сразу возлагать на Своих учеников слишком тяжёлое, непосильное бремя. Итак, приведённый возражателями текст вовсе не противоречит Христовой заповеди вселенского апостольства, а доказывает только, что в глазах Христовых это апостольство гораздо труднее и совершеннее служения национальной религии. Заметим также, что наставление, о котором говорится в возражении, было дано апостолам задолго до великого преступления, совершённого еврейским народом — отречения от Мессии. Богоизбранный народ был призван сыграть исключительную роль во вселенском распространении христианской религии, но отказавшись от Христа, он, тем самым, лишился своего высокого призвания.


7) В ответ на моления Хананеянки, Спаситель сказал: не хорошо внять хлеб у детей и бросить псам (Мф. 15, 26). Значит, хлеб спасения надо хранить для своих, а не для иноплеменников.

Ответ. — Христос хотел сказать, что вера, приносящая спасение, может быть весьма живой и чистой даже у «чужих»: Он дал Хананеянке возможность проявить глубокое смирение и упование, чтобы с тем большей силой указать присутствующим на способность представителей любой народности воспринимать благую весть: О женщина! велика вера твоя;, да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь её в тот час (там же, ст. 28).


8) Слова Христа о вселенском распространении Церкви имеют эсхатологический смысл, касаются только времён, которые будут непосредственно предшествовать концу мира (ср. Мф. 24, 14).

Ответ. — Факт распространения Церкви перед Страшным судом ничуть не исключает постепенно совершающегося её распространения, а скорее предполагает его. Кроме того, если тот или иной текст Евангелия и допускает эсхатологическое толкование, то нельзя того же сказать о велении Христа Своим апостолам проповедовать Евангелие «всякой твари»: веление это дано Спасителем безусловно и потому сохраняет свою силу во всякий момент существования Церкви. Сами апостолы не иначе понимали заповедь вселенского миссионерства: А они (апостолы после Вознесения) пошли и проповедовать везде (Мк. 16, 20).


9) Между апостолами возникали споры относительно проповеди христианства среди язычников: вселенскость они, повидимому, не считали существенным свойством Церкви.

Ответ. — Таких сомнений у апостолов быть не могло в виду определённых недвусмысленных слов Спасителя. Споры же возникали вовсе не о том, проповедовать ли христианство язычникам или нет, а о том, следует ли требовать от крещённых из язычников соблюдения некоторых еврейских обрядов, и обычаев. В Св. Писании нет ни малейшего намёка на какое бы то ни было колебание в отношении обязанности иерархии учить все народы.


10) Вселенское проповедничество Евангелия было необходимо в самом начале существования Церкви, когда христианство почти никому не было известно. Впоследствии Евангелие приобрело всеобщую известность, и потому эта необходимость отпала.

Ответ.— В Св. Писании нет никакого указания на подобное ограничение. Наоборот сказав: научите все народы, Спаситель тут же присовокупил: се, Я с вами во все дни до скончания века; эти последние слова были бы неуместными, если бы заповедь вселенской проповеди имела только временное значение. Иисус Христос не ограничился тем, что сделал Своё учение общеизвестным в Иерусалиме, но деятельно трудился над спасением людей. Он ходил к людям, которые уже слыхали о Нём, и поучал их. Одной общеизвестности христианства мало; свет Христов постоянно и везде затемняется лжеучениями, ложными самозванными толкованиями, человеческими страстями, искажениями ради той или иной выгоды: на обязанности Церкви лежит везде и постоянно бороться со всеми вредными влияниями.


11) Для вселенскости Церкви достаточно, чтобы в одну эпоху она имела последователей в одной стране, в другую — в другой и т. д.

Ответ. - Такое кочевание всей Церкви из одной страны в другую не соответствует воле Спасителя, Который хотел, чтобы во всякое время Церковь спасала возможно больше людей, из какого бы племени они ни были. В своих апологетических трудах против еретиков, свв. отцы, в частности св. Августин, часто ссылаются на беспрерывное и повсеместное стремление Церкви к возможно большему распространению.


12) Евангелие говорит о «малом стаде», о небольшом числе избранных. Как совместить это с учением о необходимости всемирного распространения христианства?

Ответ. — Слрва Христовы о малом стаде относятся к апостолам, а не ко всей Церкви; и понятие «избранные» не совпадает с понятием «члены видимой Церкви». Впрочем, в сравнительном смысле, в сравнении с огромным количеством заблуждающихся, Церковь действительно «малое стадо». Как бы мало людей ни отзывалось на голос Церкви, Церковь не перестаёт призывать к спасению всех, ибо Глава её хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4). Из того, что многие пренебрегают спасением, предоставляемым им Церковью, ничуть не следует, что Христос желал спасения немногих или что Церковь со своей стороны может равнодушно относиться к вечной гибели кого бы то ни было. Церковь могла бы отказаться от вселенской проповеди спасения только при еретическом предположении, что Христос, умирая на кресте, желал спасения лишь немногих «предопределённых».


13) Это интернациональное вселенство вредно отзывается на патриотическом чувстве, оно притупляет любовь к отечеству и родному народу.

Ответ. — Как раз наоборот. Своей вселенской любовью к людям Христос несравненно больше сделал для родного народа, чем те еврейские националисты, которые добивались Его смерти. Проникаясь Христовым учением о любви к ближнему, даже врагу, личному или национальному, человек становится способным на геройское самоотречение, необходимое для подлинно патриотического служения родине. Католическая Церковь нисколько не противится любви к отечеству, но облагораживает и укрепляет эту любовь, подвергая её благотворному влиянию вселенской любви Спасителя к падшему человечеству. Христова Церковь обеспечивает религиозно-культурное процветание не только отдельным людям, но и целым государствам, странам; быть же участниками спасения, для себя или родной страны, мы можем только в том случае, если подчиняем земные интересы вселенским чаяниям Христа. Не следует смешивать сверхнациональную католичность Церкви Христовой с духом разных современных безрелигиозных «интернационалов»: Католическая Церковь вдохновляет и поддерживает здоровую национальную жизнь, «интернационалы» же убивают её. Как национализм, так и интернационализм может быть или христианским или безбожным. Христианину подобает противополагать христианский национализм безбожному национализму и христианский «интернационализм» — безбожному интернационализму, а не национализм вообще интернационализму вообще.

Точнее: болезненному, смертоносному разложению жизни на противоборствующие начала антиинтернационального национализма и антинационального интернационализма, христианам, в силу самой сущности христианства, подобает противополагать жизненное сочетание, синтез, взаимопроникновение друг друга предполагающих и друг друга оберегающих творческих начал: здравого, цельного национализма и подлинного христианского «интернационализма». Одно является залогом другого. Только движимый вселенским духом и строем Церкви национализм может достигнуть полного расцвета; только внедряя в себя здоровые особенности каждого народа, Церковь может быть жизненно, а не только отвлечённо, международной, сверхнациональной, католической. Это не противоречие, а одна из наиболее глубинных «антиномий» христианства, один из аспектов существенного свойства Церкви — быть образом, «иконой», совершеннейшего абсолютного сочетания кажущихся противоположностей — Бога.
Тому, кто с помощью Евангелия вдумывается в эту сущность всеобъемлющей католической Церкви, становится понятным, почему безбожные силы на земле, с одной стороны, всячески стремятся подменить католическую вселенскость разными отвлечёнными, в национальной жизни не укоренёнными интернационалами, а с другой стороны, изо всех сил способствуют образованию независимых от Рима «национальных церквей».

January 2017

S M T W T F S
1234567
891011121314
15 161718192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Oct. 16th, 2017 09:56 pm
Powered by Dreamwidth Studios