ierei: (Default)
[personal profile] ierei


Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им:
судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?
На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.
И разошлись все по домам. (Ин. 7. 50)

ГЛАВА XII

СВОБОДА ОБРАЗОВАНИЯ

«Образование должно иметь объектом только истинныевещи».
Лев XIII


Третьей из новых свобод, осужденных Папами, является свобода образования.

Итак, приходите в негодование, наивные души, либеральные умы, не знающие самих себя, мозги, промытые двумя столетиями либеральной культуры! Да, признайтесь, что вы не можете опомниться, что это является совершенно непонятным: Папы осуждают свободу образования! О, неожиданность! О, скандал! Папа, и какой Папа! Лев XIII, которого некоторые называют либералом, осуждает священную свободу образования! Но как тогда мы защитим наши католические школы, словом... наши свободные школы? Ибо имя католической школы имеет запах сектантства, привкус религиозной войны, слишком конфессиональный оттенок, который нехорошо открыто проявлять во времена, когда каждый в наших рядах хранит свое знамя в мешке.


Я удивил бы вас, обойдя молчанием вялые и слащавые либеральные добродетели, которые превосходят одна другую в лицемерии. Глупость, трусость и измена подают здесь друг другу руки, чтобы петь хором, как в июне 1984 г. на улицах Парижа, «Гимн свободной школы»:

liberté, liberté, tu es la seule vérité (свобода, свобода, ты являешься единственной истиной)

Этим ясно хотят сказать: мы просим у вас только свободы, в конце концов... совсем немного свободы для наших школ, при условии, что нам нечего порицать в свободе светского и обязательного образования, в свободе чуть ли не монополиимарксистской и фрейдистской школы. Продолжайте спокойно искоренять Иисуса Христа, хулить Родину, чернить наше прошлое в умах и сердцах 80 % детей. А мы, со своей стороны, тем 20 %, которые у нас останутся, будем расхваливать заслуги терпимости и плюрализма, мы выступим против заблуждений фанатизма и суеверия. Короче говоря, мы будем наслаждаться прелестями одной свободы.Теперь я предоставлю Папам заботу показать нам ложность этой новой свободы и западню, которую она устраивает для истинной защиты католического образования. И сначала ее ложность.

«Что же касается того, что называют свободой образования, то ее нельзя расценивать различным образом. Только истина, в этом невозможно усомниться, должна входить в души, поскольку в ней наделенные разумом существа находят свое благо, свою цель, свое совершенство. Вот почему образование должно иметь объектом только истинные вещи. И оно обращается как к несведущим, так и к ученым людям, чтобы одним принести познание истины, а в других ее укрепить. По этой причине обязанностью всякого, кто занимается преподаванием, является, бесспорно, искоренение заблуждений из умов и противопоставление надежной защиты вторжению ложных мнений. Следовательно, является очевидным, что свобода, о которой мы рассуждаем, присваивающая себе право учить всех по-своему, находится в явном противоречии с разумом, и что она рождена, чтобы произвести полное расстройство умов. Государственная власть может допустить подобную распущенность в обществе только вопреки своему долгу. Это тем более верно, что известно, какой вес имеет для слушателей авторитет преподавателя, и насколько редко ученик может сам судить об истинности учения наставника.Вот почему эта свобода также, чтобы оставаться честной, должна быть ограничена в установленных пределах. Нельзя, чтобы искусство и образование могли безнаказанно становиться орудием развращения». [1]

[1] Лев XIII, «Libertas». PIN, 209 — 210. См. также уже цитированное послание Льва XIII «Е giunto». PIN, 240.

Итак, запомним слова Папы. Гражданская власть не может допустить в школах, называемых государственными, свободу преподавать Маркса и Фрейда или, еще хуже, разрешение преподавать, будто все мнения и учения имеют свою ценность, и что никто не может отстаивать свое право на истину для себя одного, и что все должны взаимно проявлять терпимость. Это то, что хуже развращения умов: релятивизм.И вот, теперь, то, что касается западни свободы образования. Для католиков она заключается в обращении к Государству: «Мы просим вас только о свободе». Иначе говоря: «свободная школа в свободном Государстве». Или еще: «Вы предоставляете свободу Марксу и Фрейду в вашей светской школе, предоставьте также свободу Иисусу Христу в наших свободных школах!» Однако это является западней.

Доброй воле государства предоставляется забота определить минимум вашего христианского проекта, терпимый в секуляризованном обществе, чтобы вас самих покорно причислить к нему. Это было бы аргументом ad hominem, приемлемым, в крайнем случае, перед лицом насильственно преследующего режима. Но перед лицом либерально-масонской власти, существующей на Западе, особенно во Франции, и в странах, где ресурсы христианства не исчерпаны, это является трусостью и предательством. Католики! Смело показывайте вашу силу! Открыто демонстрируйте права Иисуса Христа на умы, искупленные Его Кровью! Мужественно защищайте полную свободу образования, которой Церковь обладает в силу своей Божественной миссии! Требуйте также полной свободы родителям давать католическое воспитание и образование своим детям, в силу их роли прирожденных воспитателей своих детей. Таково учение Пия XI в его энциклике «Divini illius» от 31 декабря 1929 г. о воспитании:

«Итак, функция гражданской власти, пребывающей в Государстве, является двойной: защищать семью и личность и давать им развиваться, но не поглощать и не подменять их.В области воспитания, таким образом, является правом или, лучше сказать, обязанностью Государства защищать своими законами изначальное право, определенное выше, которым обладает семья в отношении христианского воспитания детей, и, следовательно, также уважать сверхъестественное право Церкви в отношении того же самого воспитания».

И также в энциклике Пия XI «Non abbiamo bisongo» от 29 июня 1931 г., направленной против фашизма, ущемлявшего молодежные католические ассоциации, есть прекрасные строки, относящиеся к полной свободе образования, на которую имеет право Церковь, также как и сами души:

«... Священные и неприкосновенные права душ и Церкви. Речь идет о праве, которым обладают души, обеспечивать себе более значительные духовные блага в рамках Учительства и воспитательной работы Церкви, Божественно установленной единственной представительницы этого Учительства и этой души в основанном Кровью Бога Искупителя сверхъестественном порядке, необходимом и обязательном для всех, чтобы участвовать в Божественном Искуплении. Речь идет о праве душ, таким образом подготовленных, передавать сокровища Искупления другим душам, участвуя в деятельности иерархического апостольства [Пий XI имеет в виду Католическое Действие].

Принимая во внимание это двойное право душ, Мы недавно высказались, что счастливы и горды вести добрый бой за свободу совестей. Не за свободу совести (как некоторые, быть может, по невниманию, Нам это сказали), что является способом выражения двусмысленным и слишком часто используемым для обозначения абсолютной независимости совести, что абсурдно в сотворенной и искупленной Богом душе <...>

Речь идет, кроме того, о не менее неприкосновенном праве Церкви, об исполнении возложенного ее Божественным основателем на нее настоятельного поручения — нести душам, всем душам, все сокровища истины и добра, доктринальные и практические, которые Он Сам приготовил для Mipa. "Euntes docete omnes gentes <...> docentes eos servare omnia quaecumque mandavivobis. Идите, научите все народы <...> уча их соблюдать всё, что Я повелел вам" (Мф. 28, 19-20)».
[2]

Это учение распространяется специально на образование, даваемое католическими школами. Я думаю, что вы лучше понимаете теперь различие, диаметральную противоположность, между либеральной свободой образования, сказал бы я, и полной свободой образования, которую требует Церковь как одно из своих священных прав.

Какое место учение Церкви оставляет Государству в обучении и воспитании?

Ответ прост. Исключая некоторые школы, готовящие государственных служащих, как, например, военные школы, Государство не является ни преподавателем, ни воспитателем. Его ролью является, согласно принципу дополнения, примененному выше Пием XI, поддержка создания свободных школ родителями и Церковью, а не подмена их собою. Государственная школа, принцип «великой национальной образовательной службы», даже если она не секуляризована, и Государство не требует монополии на воспитание, является принципом, противоречащим учению Церкви.


[2] D. С. 574 (1931), col. 82; Enseigments pontificaux, L'Education, Desclée, 1960, №316.

Принцип дополнения (principe de subsidiarité), или, по другому варианту русского перевода термина, «принцип вспомогательности» — высшая общность (напр., Государство) не должна брать на себя то, что может сделать низшая общность (напр., семья, самоуправляющаяся территория и т. д.), но лишь то, что может сделать только она. В остальном надо только помогать низшим общностям. Католическая социальная доктрина отрицательно относится к тоталитарному этатизму и чрезмерной централизации управления. Это одна из причин конфликта Рима с рядом государств в XIX — XX вв. — Прим. ред.


Я удивил бы вас, обойдя молчанием вялые и слащавые либеральные добродетели, которые превосходят одна другую в лицемерии. Глупость, трусость и измена подают здесь друг другу руки, чтобы петь хором, как в июне 1984 г. на улицах Парижа, «Гимн свободной школы»:

October 2018

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
2122 2324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 27th, 2026 01:07 am
Powered by Dreamwidth Studios